Для детей | Опека и попечительство в Липецкой области
Добавить в закладки Для детей
 

Памятка выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Благотворительным фондом «Дети наши» при поддержке Издательства «ВОКРУГ СВЕТА» издана книга  «Путеводитель по самостоятельной жизни», которая станет хорошим подспорьем в первых шагах в большом мире для выпускников интернатов и учреждений для детей-сирот.

Ссылка на скачивание книги «Путеводитель по самостоятельной жизни» с официального сайта Благотворительного фонда «Дети наши»:

Скачать PDF 

Скачать архив (.zip) 

 

 

 


«Посмотреть свою очередь на жилье»  


На что имеет право ребенок



 


ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПО ЖИЛЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Федеральный закон от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Письмо Минобрнауки России от 80.10.2012 № ИР-864/07 «О направлении рекомендаций по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Закон Липецкой области от 6 июня 2007 года «№54-ОЗ «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области»


Отчетные данные по жилью для детей-сирот.


Методические рекомендации по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних

Разрешение на отчуждение имущества

Статья 37 ГК РФ предусматривает, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать любые сделки по отчуждению, влекущие уменьшение имущества подопечного. Этой же статьей определено, что и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование. При этом следует иметь в виду, что Семейный кодекс РФ (пункт 4 статьи 60) распространяет на родителей правила, установленные статьей 37 ГК РФ, при осуществлении ими правомочий по управлению имуществом ребенка.

Следовательно, при отчуждении жилого помещения, собственником (сособственником) которого является несовершеннолетний, либо помещения, где проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, необходимо получить согласие органов опеки и попечительства (пункт 4 статьи 292 ГК РФ).

Требования органов опеки и попечительства при рассмотрении вопросов о совершении операций с жилыми помещениями

Основной принцип подхода органов опеки и попечительства при совершении сделок с жилой площадью должен базироваться на том, что:

а) ребенок не должен остаться без жилья;

б) ребенок должен сохранить свои имущественные интересы.

Первое правило, которым должны руководствоваться органы опеки и попечительства в своей деятельности: при отчуждении доли жилой площади, принадлежащей несовершеннолетнему, должна быть приобретена равноценная по размеру и стоимости другая доля жилой площади.

"Другая доля жилой площади" может выражаться как в натуре, так и в денежном эквиваленте, в зависимости от существа сделки.

Второе правило подразумевает, что отчуждение и приобретение жилых площадей должно происходить одновременно.

Требование одновременности совершения сделок отягощают случаи, когда отчуждается жилое помещение или доля жилого помещения, рыночная стоимость которых не позволяет приобрести новое жилье. В данных случаях органы опеки и попечительства могут потребовать открыть счет на ребенка, с перечислением суммы, равной доли ребенка в отчуждаемом жилом помещении.

В случае открытия счета на несовершеннолетнего, существует два способа выдачи разрешения:

  1. Выдача разрешения до перечисления денежной суммы на счет, открытый на ребенка;
  2. Выдача разрешения после перечисления денежной суммы на счет, открытый на ребенка.

В первом случае разрешение на отчуждение жилой площади должно ставиться в прямую зависимость от перечисления денежной суммы (В постановлении это должно звучать примерно так: "...разрешить продажу (мену и т.д.)...при условии перечисления на счет...").

Во втором случае перечисление денежной суммы на счет является одной из причин разрешения на отчуждение. (Здесь возможна следующая редакция: "...принимая во внимание, что на счет несовершеннолетнего...перечислена сумма..., разрешить...продажу (мену и т.д.)...").

В качестве нарушений прав несовершеннолетних при отчуждении жилого помещения, принадлежащего несовершеннолетнему, рассматриваются:

  • приобретение нового жилья, меньшего по размеру общей и жилой площади, либо по стоимости (согласно акту оценки объекта недвижимости);
  • приобретение жилого помещения, соответствующего по размеру, но находящегося в запущенном, антисанитарном состоянии, требующего капитального ремонта, отсутствие коммуникаций;
  • приобретаемое имущество находится под арестом, в залоге, обременено правами третьих лиц, не введено в эксплуатацию;
  • невозможность регистрации в новом жилом помещении.

Не одобряются сделки:

  • продажа объекта недвижимости несовершеннолетнего с условием одновременного приобретения ему другого объекта недвижимости с помощью ипотечных средств;
  • по залогу помещений, принадлежащих несовершеннолетним (риск потери имущества).

Исключения: залог имущества, приобретаемого на имя несовершеннолетнего за счет денежных средств Сберегательного банка РФ.

В данном случае за счет кредитных средств приобретается новое имущество в собственность несовершеннолетнего, следовательно, имущественные права ребенка не нарушаются, однако существуют определенные риски (потеря родителем работы и другие).

Подробно: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 09-М "О защите жилищных прав несовершеннолетних"; Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.06.1999 г. № 244/26-5 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних".

Процедура подачи заявления, принятия решения и выдачи разрешения

Разрешение на отчуждение жилой площади должно выдаваться по месту жительства несовершеннолетнего (по месту его регистрации), а не по месту нахождения жилой площади.

При подаче заявления должны присутствовать оба родителя (может быть допущено согласие другого родителя, нотариально удостоверенное).

Заявление об отчуждении имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, должно быть рассмотрено в соответствии с административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на отчуждения имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину.

В решении об отказе в выдаче разрешения должны быть указаны причины отказа со ссылкой на статьи закона.

Рекомендуемыперечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на отчуждения имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину

Для совершения сделок с недвижимым имуществом, принадлежащим несовершеннолетним, необходимо представить:

  • заявления законных представителей (обоих родителей, опекуна, попечителя);
  • паспорта законных представителей (обоих родителей, опекуна, попечителя);
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорт несовершеннолетнего старше 14 лет;
  • заявление несовершеннолетнего старше 14 лет;
  • правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на продаваемую и приобретаемую недвижимость:
    • свидетельство о государственной регистрации права (если собственниками недвижимости являются несколько человек - свидетельства о государственной регистрации права на каждого собственника);
    • справка о собственности, выданная филиалом ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация", если право собственности на объект недвижимости возникло до 13 января 1999 года;
  • документы, послужившие основанием для государственной регистрации права на недвижимость (договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом, судебный акт и др.);
  • технический паспорт на продаваемую и приобретаемую недвижимость;
  • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии арестов и запрещений на приобретаемую недвижимость;
  • выписка из лицевого счета или домовой книги на продаваемую и приобретаемую недвижимость;
  • предварительный договор купли-продажи продаваемого объекта недвижимости;
  • предварительный договор купли-продажи (договор дарения, договор мены) на приобретаемый объект недвижимости, подписанный сторонами, но не зарегистрированный в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области;
  • акт оценки объекта недвижимости (продаваемого и (или) приобретаемого), расположенного за пределами муниципального образования;
  • кадастровый паспорт земельного участка (при продаже (покупке) частного домовладения (земельного участка);
  • выписка из лицевого счета квартиры или выписка из домовой книги, где зарегистрирован ребенок.

В случае, если приобретаемый объект недвижимости переходит в собственность несовершеннолетнего по договору уступки права требования:

  • договор долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированный в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области;
  • предварительный договор уступки права требования;
  • договор инвестирования строительства;
  • разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
  • разрешение на строительство;
  • документы на земельный участок (с указанием, кто является собственником земельного участка, арендатором);
  • технический паспорт объекта недвижимости (если нет - план недвижимости);
  • акт приемки законченного строительства (если есть);
  • учредительные документы застройщика;
  • распределительный акт (если есть).
  • В случае приобретения имущества за счет денежных средств Сберегательного банка РФ и дальнейшей передачи имущества в залог:
  • копия кредитного договора;
  • копия договора залога;
  • копия сберегательной книжки открытой на имя несовершеннолетнего;
  • обязательство родителей в установленные сроки выплатить кредит.

Форма выдачи разрешения на отчуждение имущества, принадлежащего несовершеннолетнему

Выдача разрешения или согласия на отчуждение имущества несовершеннолетних производится муниципальными образованиями в форме постановления, подписанного главой муниципального образования (либо приказа, распоряжения управления (отдела) по вопросам семьи и детства).

Текст постановления (распоряжении, приказа) оформляется муниципальными образованиями с учетом требований, предъявляемых при подготовке организационно-распорядительной документации. Постановление должно содержать, в частности, следующие реквизиты:

  • о кратком содержании документа (точный, четкий, максимально информационно насыщенный заголовок);
  • во вступительной части указываются фактические обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для издания правового акта, полностью прописывается предмет предстоящей сделки, адрес объекта недвижимости, площадь, содержится ссылка на законы и другие правовые акты;
  • в резолютивной (постановляющей) части указываются: решение муниципального образования по существу (разрешить сделку, дать согласие на ее совершение), сроки выполнения (предоставления необходимых документов), поручение о контроле, сведения о вступлении правового акта в силу, срок его действия.

Выдача разрешений на снятие денежных средств, принадлежащих несовершеннолетним, со счетов в банках

Выдача разрешений на снятие денежных средств, принадлежащих несовершеннолетним, со счетов в банках осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом РФ от 24 апреля 2008 года N° 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральным законом РФ от 2 мая 2006 года N° 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Рекомендуемый перечень документов, представляемых в органы опеки и попечительства для выдачи разрешения на снятие денежных средств

Для выдачи разрешения на снятие денежных средств, принадлежащих несовершеннолетним, со счетов в банках, предоставляются:

  • заявления законных представителей (родителей, опекуна, попечителя);
  • паспорта законных представителей (родителей, опекуна, попечителя);
  • документы (постановление, распоряжение, приказ, договор) о назначении опекуном, попечителем, приемным родителем;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • заявление несовершеннолетнего старше 14 лет;
  • паспорт несовершеннолетнего старше 14 лет;
  • свидетельство о праве на наследство по закону или свидетельство о праве на наследство по завещанию, если денежные средства унаследованы ребенком;
  • свидетельство о смерти, в случае смерти одного из родителей;
  • заверенная копия решения суда, в случае лишения родительских прав одного из родителей;
  • сберегательная книжка на имя несовершеннолетнего;
  • договор банковского счета или банковского вклада;
  • выписка из лицевого счета по вкладу, выданная не более, чем 30 дней назад;
  • вторая сберегательная книжка на имя несовершеннолетнего (в случае перевода или зачисления денежных средств на другой счет, открытый на имя несовершеннолетнего).

Недостатки в деятельности органов опеки и попечительства при выдаче разрешений на отчуждение имущества несовершеннолетних:

Неполный объем документов, необходимых для выдачи разрешения (отсутствие акта оценки имущества, разрешения второго родителя, предварительного договора купли-продажи).

Выдача разрешения без рассмотрения на опекунском (попечительском) совете.

Отсутствие контроля за соблюдением прав ребенка после выдачи разрешения.

Непринятие мер по восстановлению нарушенных прав детей.

При выдаче разрешений на снятие денежных средств со счетов в банках:

Отсутствие заявлений родителей (законных представителей).

Не указывается сумма, подлежащая снятию со счета в банке.

Выдача разрешений на снятие значительных денежных средств без рассмотрения на опекунском (попечительском) совете.

Не осуществляется контроль за расходованием денежных средств.

Организация работы по спорным вопросам, связанным с воспитанием детей

К спорам, связанным с воспитанием детей, относятся: споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (пункт 3 статьи 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (пункт 2 статьи 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (пункт 3 статьи 67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (пункт 1 статьи 68 СК РФ); о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (пункт 2 статьи 150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (пункт 3 статьи 153 СК РФ); о лишении родительских прав (пункт 1 статьи 70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (пункт 2 статьи 72 СК РФ); об ограничении родительских прав (пункт 1 статьи 73 СК РФ), об отмене ограничения родительских прав (статья 76 СК РФ) и другие.

При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, в соответствии с частью 2 статьи 47 ГПК РФ и статьей 78 СК РФ, к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Орган опеки и попечительства (привлеченный к участию в деле):

а) обязан провести обследование условий жизни:

  • самого ребенка (даже если он проживает в другом жилом помещении, с другими лицами);
  • лиц (сколько бы их ни было), претендующих на воспитание ребенка. В ходе обследований выясняются обеспеченность жилой площадью, санитарно-гигиенические условия, число лиц, проживающих в жилом помещении, и т.п.). Кроме того, необходимо исследовать материальное положение и ребенка, и лиц, претендующих на роль воспитателя, уровень культуры, образования и т.п.;

б) должен представить заключение (за подписью руководителя органа местного самоуправления либо уполномоченного должностного лица) по существу самого спора. В заключении должна содержаться краткая характеристика личности лица, претендующего на роль воспитателя, условий его жизни, личности ребенка, взаимоотношений между ними, целесообразности удовлетворения требований о передаче на воспитание и т.п.

Подробно – см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года N° 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей".